×

От автора (2002)

А.Г. Дугин / Философия Традиционализма / Web Archive
Философия Традиционализма – Новый Университет
А.Г.Дугин
Философия Традиционализма, М., 2002

От автора 

В данной книге собраны лекции "Нового Университета", междисциплинарного курса, который был прочитан мной в 1998-2001 годах в Москве. Все они с разных сторон и под разными углами зрения стремятся приблизить читателей (слушателей) к пониманию важнейших метафизических пластов реальности.



Все лекции строились на сочетании структурно-лингвистического анализа и традиционалистских принципов. Постепенно сложился законченный курс, являющийся путеводителем по основным темам, которые я развивал в различных монографиях и статьях. Верно и обратное: мои монографии и статьи помогают лучше усвоить информацию "Нового Университета".

Что должно, на мой взгляд, явиться результатом усвоения курса? Новое состояние бытия и новое состояние сознания.

В чем это выражается? В первую очередь в выстраивании новой системы координат, новой линии фронта между языками, парадигмами, "операционными системами" мышления.

Эти конфронтационные линии прочерчены не на уровне высказываний, но на уровне языков, т.е. на уровне тех фоновых парадигм, которые выступают в речи, в высказывании опосредованно. Поэтому их труднее распознать. При этом, как обычно, самое важное и существенное высказано в самых темных и скучных местах. То, что кажется наиболее темным, наименее интересным, излишним, необязательным или само собой разумеющимся (т.е. то, что больше всего ускользает от внимания), и является, в конечном счете, самым важным и насыщенным содержанием. Это происходит по двум причинам.

Первая: осознание кодовой таблицы мышления, ее перевод из непроявленного, закадрового уровня на уровень проявленный и осознанный всегда травматичен. Само устройство человеческого сознания противится этому процессу, поскольку человек начинает выступать по отношению к своему рассудку как бы со стороны, исследуя его механику, его устройство со значительной долей отвлеченности, тогда как в обычном случае, он полностью отождествляет себя с этим рассудком, будучи уверенным, что это не конструкция, не композит, но органика, его "я". Человек говорит "я так думаю", не подозревая, что речь идет о случайном перекрещивании заведомо внедренных в его сознание кодовых таблиц, действующих по строгой логике одной или нескольких операционных систем. Никаким "я" и, строго говоря, никаким "думаю" здесь и не пахнет.

Вторая причина. В наше сознание прочно и до корней внедрена кодовая таблица "языка современности". Каких бы взглядов мы ни придерживались, как бы умны (или безумны) ни были, эта таблица остается нашей главной операционной системой – независимо от того, как она модифицирована и как она работает (со сбоями или без). Поэтому мало того, что в курсе "Нового Университета" надо вытянуть из-за кулисы обыденного сознания "языковую парадигму", предшествующую дискурсу, нам надо понять ее относительность и конфронтационность с иной парадигмой, с парадигмой "языка Традиции". Обе операции невероятно сложны, но без их осуществления нам никогда даже отдаленно не приблизиться к пониманию того, что можно назвать "философией традиционализма".

Лекции подверглись легкой стилистической редакции, но я посчитал возможным сохранить жанр живой речи, прямого и непосредственного общения, который составлял одну из существенных особенностей всего курса. Все тексты публикуются в хронологическом порядке, отражающем не логику накопления информации, но разнообразные циклические попытки коснуться тех пластов реальности, которые настойчиво противятся вербализации. Поняв по-настоящему что-то одно, мы автоматически поймем все остальное. Если же "все остальное" остается непонятным, значит мы не поняли и того, что, казалось бы, поняли.

"Новый Университет" учит эсхатологическому гуманизму, и представляет бытие в сотериологическом свете. Иными словами, человек обретает свою реальность только в контакте с границей своего существования, а главная функция бытия состоит в том, чтобы спасать расщепленный ум, уязвленной дыханием бездны. Выяснению этой проблематики посвящен данный лекционный курс.

А.Г.Дугин, 12.05.2002


Философия Традиционализма – Новый Университет