О безумии вращающегося турникета (1999)
|
Subject: Re: Безумие вращающегося турникета From: Yulya Fridman, 2 Oct 1999 |
По поводу лекции А.Г. Дугина "Бытие и безумие" от 30 сентября, очень поучительной.
(Грань безумия как видовая граница биологического "человека разумного"; граница, которую агенты "современности"
охраняют с дигитальными автоматами и злыми собаками на двоичных кодах, в то время как агенты Традиции, напротив,
зовут сокрушить и преодолеть. Вопрос о безумии как Основной Вопрос Философии. Точка зрения Традиции: разум соотносится
с безумием как часть с целым, причем часть, склонная к отчуждению. Поэтому разум хуже безумия и так называемой
глупости. Чтобы современные люди этого не понимали и дальше, рационалистически-прозападная пропаганда целенаправленно превращает их в идиотов.)
Хочется начать цитатой: "Нам разум дал стальные руки-крылья
а вместо сердца пламенный мотор!"
В этом смысле, есть два вопроса, второй из них очень давний.
1) В языке безумие (ср. этимологию) определено через разум:
как отсутствие ума, разума. Видимо, следовало бы поступать
наоборот, определять разум через безумие. А как?
2) Чтобы показать, что "разум" бывает полезен на вспомогательных
работах, приводился (и часто приводится) пример "ракетоголовых" ---
допустим, Петра Леонидовича Капицы --- на службе у бюрократически
безумного неприятного тупицы Сталина. Этот пример давно смущает
меня; место "разума" (иногда приравниваемого А.Г. к формальной
логике) в мозгу ученых из первых рядов научного мира определено,
мне кажется, не вполне адекватно.
Что касается собственно научной работы, "разум" вступает в нее
только на последнем этапе --- когда нужно дооформить изложением
почти готовую мысль. До тех пор работает нормальная звериная
и/или ангелическая интуиция.
Люди трусоватые (в науке, как правило, составляющие второй и
далее эшелоны) об этом и знают вроде бы, но боятся.
их рационализм --- именно _граница_, стремление оградить себя
от того, что вызывает страх. Такой внешний рационализм можно
называть "разумом", но он-то как раз почти никогда не
выдерживает критики формальной логикой --- разве только у
очень умных людей. Для умных людей, быть рационалистами стоит
больших усилий.
Кстати, может быть, "разум" и есть --- аппарат, выработанный
как защитная реакция психических механизмов на явную угрозу,
исходящую от запределов безумия? Это же правда очень опасно.
А если ученый не трус, то его рационализм (если есть) имеет
сугубо полемическое происхождение (и апофатическую природу),
как реакция на несостоятельность окружающих его
псевдоиррациональных моделей --- религиозных в основном,
сдерживающе-моралистических и, опять же, в исполнении трусов
и идиотов. Последние сами нередко рационалисты.
Не только Ньютон, Лейбниц, Кеплер и проч. были глубокими
мистиками (а формальная логика в этом случае определяет
лишь стиль _изложения_ --- научный, для удобства дискуссий) ---
ученые XX века, помимо прямых оккультистов и клинических
сумасшедших, целиком ответственны за жанр научной фантастики,
доходившей (Philip K. Dick, бр. Стругацкие) и, кажется, все
еще доходящей местами до дичайшего эзотеризма.
"Разум" западного человека --- нестолько стремящееся
оторваться, сколько уже оторванное, поверхностное, "bon
esprit". Терминология вызывает трудности. Фонвизин писал:
"Француз рассудка не имеет, а располагать оным почел бы
за величайшее для себя несчастие."
Третий вопрос из двух заявленных: в лекции прозвучало, что
австралийский абориген, осквернивший себя котлетой в супермаркете
западного типа, уже тем самым попал под влияние враждебных
безумию, рационалистических парадигм. А почему это произошло ---
потому, что он попал в поле зрения "современности", в число
объектов ее (разбирающего по винтикам, и фальсифицирующего эти
винтики) восприятия --- или потому, что вирусы "рационалистического"
языка, притаившиеся в котлете, поселяются у него в голове?
Разве он не должен для этого сам увидеть себя глазами клерка,
согласиться истолковать себя самое на языке "современности"?
(Иначе выходит, достаточно съесть католического миссионера,
чтобы раз и навсегда испортить себе восприятие --- а что же
тогда с ними делать?)
Огромное спасибо.
P.S. История ув. тов. Корейши из лекции совершенно блестящая,
особенно в части, посвященной охранникам, которых осенил дух
тов. Корейши.
| Дугин, 2 Oct 1999 |
Yulya Fridman wrote: > > По поводу лекции А.Г. Дугина "Бытие и безумие" от > 30 сентября, очень поучительной. > > (Грань безумия как видовая граница биологического > "человека разумного"; граница, которую агенты "современности" > охраняют с дигитальными автоматами и злыми собаками на > двоичных кодах, в то время как агенты Традиции, напротив, > зовут сокрушить и преодолеть. Вопрос о безумии как Основной > Вопрос Философии. Точка зрения Традиции: разум соотносится > с безумием как часть с целым, причем часть, склонная к > отчуждению. Поэтому разум хуже безумия и так называемой > глупости. Чтобы современные люди этого не понимали и дальше, > рационалистически-прозападная пропаганда целенаправленно > превращает их в идиотов.) > > Хочется начать цитатой: "Нам разум дал стальные руки-крылья, > а вместо сердца пламенный мотор!" > > В этом смысле, есть два вопроса, второй из них очень давний. > > 1) В языке безумие (ср. этимологию) определено через разум: > как отсутствие ума, разума. Видимо, следовало бы поступать > наоборот, определять разум через безумие. А как? Да верно. Но это позднее явление. Ранее БЕЗУМИЕ называлось Мудростью, а полное (нетварное) БЕЗУМИЕ Пре-Мудростью. > > 2) Чтобы показать, что "разум" бывает полезен на вспомогательных > работах, приводился (и часто приводится) пример "ракетоголовых" --- > допустим, Петра Леонидовича Капицы --- на службе у бюрократически > безумного неприятного тупицы Сталина. Этот пример давно смущает > меня; место "разума" (иногда приравниваемого А.Г. к формальной > логике) в мозгу ученых из первых рядов научного мира определено, > мне кажется, не вполне адекватно. Все сложнее. Ученый (хороший, евразийский ученый) – это безумец ограниченного спектра. Сталин такой странный и смутный потому, что он революционер второго поколения. Вот Ленин – революционер первого поколения, и он не неприятный и нетупица, он обаятельнийший солнечный идиот. Поэтому правильно было бы так: великое всеобъемлющее безумие революционера, который ничего не знает досконально и профессионально, но знает все приблизительно, и поэтому абсолютно гениально, надо ставить над относительным и профессиональным безумием ученого, тот в свою очередь должен пользоваться рационалистическими навыками своих лаборантов. Хороший ученый – ученый с пулеметом. Тот же унабомбер. > Что касается собственно научной работы, "разум" вступает в нее > только на последнем этапе --- когда нужно дооформить изложением > почти готовую мысль. До тех пор работает нормальная звериная > и/или ангелическая интуиция. > Точно, лаборанты часто обкрадывают гениев-ученых и защищаются. > Люди трусоватые (в науке, как правило, составляющие второй и > далее эшелоны) об этом и знают вроде бы, но боятся. Внешний > их рационализм --- именно _граница_, стремление оградить себя > от того, что вызывает страх. Такой внешний рационализм можно > называть "разумом", но он-то как раз почти никогда не > выдерживает критики формальной логикой --- разве только у > очень умных людей. Для умных людей, быть рационалистами стоит > больших усилий. Вспомним Витгенштейна и неопозитивизм. Когда они стали проводить формальную логику вов сем, они пришли к необъятным мирам гносоелогического асбурда. Поняв, что нет реальности (атомарных фатков), а есть язык. Отвратительна не рациональность, стремление к ней и ее утверждение в качестве ценностного абсолюта. > > Кстати, может быть, "разум" и есть --- аппарат, выработанный > как защитная реакция психических механизмов на явную угрозу, > исходящую от запределов безумия? Это же правда очень опасно. Да, опасно, более чем опасно. Но если укрыша, созданна для защиты от дождя, падающего с неба, то нельзя на этом основании принижать небо и абсолютизировать крышу? Безумие опасно. Но оно неизбежно. А рассудок разве не опасен, особенно когда начинает размышлять о себе самом? Угроза есть. Но мы живем в рискованном мире, wagerende Wagnis. "Бытие без укрытия в максимально рискованном риске" – называет нашу жизнь Хайдеггер. > > А если ученый не трус, то его рационализм (если есть) имеет > сугубо полемическое происхождение (и апофатическую природу), > как реакция на несостоятельность окружающих его > псевдоиррациональных моделей --- религиозных в основном, > сдерживающе-моралистических и, опять же, в исполнении трусов > и идиотов. Последние сами нередко рационалисты. Рациональность на службе БЕЗУМИЯ только приветствуется. Это ее природное и достойное место. > Не только Ньютон, Лейбниц, Кеплер и проч. были глубокими > мистиками (а формальная логика в этом случае определяет > лишь стиль _изложения_ --- научный, для удобства дискуссий) --- > ученые XX века, помимо прямых оккультистов и клинических > сумасшедших, целиком ответственны за жанр научной фантастики, > доходившей (Philip K. Dick, бр. Стругацкие) и, кажется, все > еще доходящей местами до дичайшего эзотеризма. Все верно. Но такаое же соотношение не только в естесвтенных науках, но и в гуманитарных. Есть парадокс: геополитическая формула Запада есть рационализм, либерализм и индивидуализм, но почти вся культура Запада и почти вся наука Запада созданы людьми, с противоположной ориентацией - безумцами, тоталитарсистами и коллективистами. Об этом очень интересно писал Дэниэл Бэлл, считавший, что культура как таковая (включая науку) представляет собой важнейший риск, вызов для законченного либерального общества – для пост-индустраильной модели. Мондиалист Бэлл предлагает запретить культуру за ее иррациоанльность. Очень правильный ход мысли. > "Разум" западного человека --- не столько стремящееся > оторваться, сколько уже оторванное, поверхностное, "bon > esprit". Терминология вызывает трудности. Фонвизин писал: > "Француз рассудка не имеет, а располагать оным почел бы > за величайшее для себя несчастие." > Терминология в этом вопросе пусть будет намеренно расплычатая. Не стоит обращаться к традиционалистским схемам, разводящим рассудок и интеллект и т.д. Кое что есть в "ПУТЯХ АБСОЛЮТА". Но важно не точно выразиться, а успешно бросить стрелу на тот берег. > Третий вопрос из двух заявленных: в лекции прозвучало, что > австралийский абориген, осквернивший себя котлетой в супермаркете > западного типа, уже тем самым попал под влияние враждебных > безумию, рационалистических парадигм. А почему это произошло --- > потому, что он попал в поле зрения "современности", в число > объектов ее (разбирающего по винтикам, и фальсифицирующего эти > винтики) восприятия --- или потому, что вирусы "рационалистического" > языка, притаившиеся в котлете, поселяются у него в голове? > Разве он не должен для этого сам увидеть себя глазами клерка, > согласиться истолковать себя самое на языке "современности"? > (Иначе выходит, достаточно съесть католического миссионера, > чтобы раз и навсегда испортить себе восприятие --- а что же > тогда с ними делать?) Известно, что пища в сакральном обществе имеет почти центральный смысл. Отсюда столько ритуалов с ней связанных. Прием пищи, ее состав, способы приготовления и поглощения, а также знаковые и функциональные цепи все это является структурообразующим моментом ч еловеческого психо-физического и ментального бытия. Пища бывает евразийской и атлантистской, есть способы освещать по евразийски почти любую пищу. Т.е. можно съесть миссионера так, чтобы он превратился в отличный евразийский жирок и никому не вредил. Но есть активные стратегии атлантизма, передаваемые через пищу. Существует особая серая опертаинвая рационалистическая магия Мак Дональдса. Служители его, официанты, приготовители пищи, поставщики и т.д. проходят особую подтовку. Кстати, у них не должно быть никакой растительности на теле, за исключением волос на голове. Особые требования предъявляются к внешнему виду, к фирмам и моделям нижнего белья, выражению лица и т.д. Гамбургер – это контр-инициация, эффективная даже тогда, когда она виртуальна. Конечно, если съесть продавцов Мак Дональдса, скорее всего, это будет актом совершенно безвредным и вполне евразийским. Такой фаст-фуд был бы вполне в духе континентализма. Борщ из продавщицы Мак Дональдса. Такие продукты сознанию доброго дикаря никак не повредят. А чизбургер повредит. Аборигену приснится страшный сон, что он клерк. И однажды он не воткнет разноцветную стрелу своей фратрии в горло гуманитарной экспедиции "Эмнести", приехавшей забрать его детей из антисанитарной ямы в пустыни от великих святых кварцевых червей в скул парадайз. Только потому, что видел сон клерка и приспособил на столб дурацкий красный флажок с желтой руной "две горы". > Огромное спасибо, > Юля. > P.S. История ув. тов. Корейши из лекции совершенно блестящая, > особенно в части, посвященной охранникам, которых осенил дух > тов. Корейши. У Прыжова множество гениальных подробностей. Книга есть в Трансильвании-Арктогеи.