Традиционализм Генона и христианская церковь (2000)
А.Г.Дугин
"Милый Ангел" №2, М., 2000
ТРАДИЦИОНАЛИЗМ ГЕНОНА И ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Традиционализм Генона и традиционализм, характерный для
определенных кругов нынешней христианской церкви, как на
востоке, так и на западе, безусловно, являются двумя
различными течениями, сходными лишь отчасти. Генон делает
основной акцент на эзотерической стороне Традиции, хотя при
этом внешняя экзотерическикая сторона не только не отрицается,
но напротив, утверждается как необходимый и важнейший
компонент Традиции, без которого эзотеризм просто не может
существовать (поскольку в профаническом обществе по
определению отсутствую сакральные опоры для духовной
реализации). Христианская церковь, со своей стороны, в том
случае, если она следует традиционалистской, консервативной
ориентации, как правило, в лучшем случае делает упор на
сохранении экзотерической ритуальной и догматической стороны.
При этом даже такой довольно ограниченный традиционализм
становится все более и более редким, так как чаще всего
церковь либо ограничивает свою внелитургическую деятельность
упрощенным морализаторством, либо, что хуже, пытается
занимаеться аполагетикой на основе сугубо профанических,
современных и антитрадиционных локтрин, либо, что совсем уже
страшно, тяготеет к смешению, экуменизму и даже нижайшему нео-
спритуализму, пытаясь сочетать несочетаемой – догмы и нормы
ортодоксальной священной традиции и хаотический мир
"космистской" прелести.
В такой ситауции на первый взгляд представляется, что
традиционализм Генона не может иметь никакого места в нынешнем
состоании христианского сознания, так как его позиция
настолько "правее" самых крайних консерваторов, что вообще
выпадает из спектра возможных позиций в рамках актуальной
христианской жизни. Такая особенность традиционализма Генона
приводит подчас к тому, что церковные консерваторы ошибочно
принимают эзотеризм и синтез, о которых он говорит, за
оккультизм и синкретизм, т.е. за антихристианские и
еретические по сути проявления. В то же время для церквоных
модеринстов или моралистов он остается "реакционным
эсктремистом". Подобные заблуждения объясняются тем, что
современная космическая среда, в которой живет человечество,
настолько удалена от "нормального" сакрального состояния, что
сама "интеллектуальная норма" представляется подчас не только
редчайшим исключением, но и своего рода "патологией". Тем не
менее, без сомнений, если лишить умеренную, консервативную
оппозицию "современному миру, которую можно еще встретить в
обычном христианском (чаще всего православном) консерватизме,
невидимой опоры и поддержки радикальной оппозции, оппозиции со
стороны интегрального традиционализме (а именно от его имени и
говорит Генон), то не только его положение тут же станет
чрезвычайно шатким, но ему грозит быстрое и полное
исчезновение. Конечно, послание Генона обращено далеко не ко
всем. Даже не ко всем верующим. Даже не ко всем вонсервативно
и "традиционалистски" настроенным верующим. Но, без сомнения,
всегда существует очень небольшой процент людей, которому
жизненно необходимо знать объяснение того или иного принципа
вплоть до самого глубокого уровня. Всегда есть кто-то, кого не
удовлетворяют банальное и плоское истолкование бездонных тайн,
приоткрываемых религией. И от качества понимания и проживания
Традиции такими существами зависит подчас устойчивость ее
ортодоксии и ее подлинности.
Генон не много места в своих трудах посвятил Христианству, а о Православии он не говорил почти ничего. Тем ценнее для традиционалистов, следующих за Геноном, но одновременно, принадлежащих Православной Церкви, любой его намек и любое пояснение касающиеся темы Христианства. Именно этой насущной необходимостью вызвана публикация перевода именно этой статьи Рене Генона.
Но надо заметить, что основную работу по применению принципов
интегрального традиционализма к Христианству и особенно к
Православию предстоит сделать непосредственно православным
последователям Генона (в отношении католичество работы в этом
направлении были осуществлены аббатом Стефаном в его книге
"Введение в христианский эзотеризм"). Но это не просто
интеллектуальный, исследовательский и богословский труд. Это
предприятие сродни осуществлению духовного "умного делания"
или "сердечного делания", так как постижение духовных
реальностей возможно только при непосредственном и прямом
отождествлении с ними. Следовательно, такая
задача не только не является чисто теоретической, но
прямо связана с конкретикой инициации и духовной реализации в
рамках христианской традиции.
Оглавление "Милый Ангел" №2