"Нет, не так прост этот мир, как кажется". Рецензия на книгу "Поп-культура и знаки времени" (2005)
Илья Кормильцев
"Нет, не так прост этот мир, как кажется"
Рецензия на книгу Александра Дугина "Поп-культура и знаки времени". – СПб.: Амфора, 2005
Платон уподоблял обыденный мир мрачной пещере, где люди закованы в цепи так, что им не повернуть головы и не увидеть ничего, кроме стен прямо перед собой. Там, на стенах, они различают игру теней, которые отбрасывают фигуры людей, двигающихся в глубине пещеры. В своем неведении закованные пленники полагают, что эти тени и есть единственные реальные вещи в мире. Если бы только они смогли повернуть головы, то увидели бы огонь костра и других людей. А если бы несчастным удалось сбросить своп цепи, они, возможно, смогли бы даже добраться до выхода, где их глазам открылся бы великолепный, залитый солнцем мир.
В реальности начала XXI века место отверстия в пещере занимает огромный телеэкран, а тени, отбрасываемые им на стены, – это образы поп-культуры. Поэтому современным философам все чаще и чаще приходится рассуждать не о природе абсолюта или о тайнах сознания, а о Мадонне или Эминеме. Заниматься тем, что на их языке называется экзегезой обыденного, т. е. выискиванием скрытого смысла очевидного.
Теперь благодаря Дугину мы имеем возможность узнать, о чём же, сами того не подозревая, поют и подо что приплясывают отечественная попса и рок-н-ролл. В отличие от других известных толкователей пошлого и банального, вроде того же Славоя Жижека, Дугин не прибегает к модному постструктуралистскому мумбо-юмбо, предпочитая вести беседу па языке колдуна и мага, что куда как более уместно.
В первой части книги – «Метафизика эстрады» – Александр Гельевич подвергает ироническому восхвалению лопочущих заек Варум, Лель и иже с ними, извлекая метафизические «бездны страшны» из их убогого воркования, во второй – «Музыка-смерть», – судя по всему, отдает дань тем, перед кем искрение преклоняется (Летову и Курехину; памяти последнего посвящена вся книга). Затем немного о театре и телевидении, и на закуску чуть-чуть чистой теории (очевидно, для того, чтобы исподтишка затянуть в пучину евразийства неосторожную поклонницу Земфиры).
Уровень анализа весьма различается – от вполне академического до психоделического гона в стиле «Ленин был гриб». Я не знаю, является ли мяуканье Кати Лель «антимимоном пневмы, кривлянием обособившегося двойника в зеркале, хрустом скорлуп, воплем Пистис Софии из нижних оборок диаконисы кромешной мглы», как утверждает Дугин, но это, наверное, единственный подход, который позволяет уважающему себя человеку в здравом уме смириться с существованием песни про «джага-джага».
Короче говоря, в начале весело, а в конце чтения становится грустно – типа «Как живем?.. Звери мы, господа!», а потом даже и жутковато. Нет, не так прост этот мир, как кажется, и не зря обкомы и горкомы выискивали 20 лет назад в поп-музыке коварную скрытую пропаганду – есть она там, есть, и спасибо Александру Дугину за то, что он нам об этом напомнил.
"Белорусская деловая газета" № 1559
от 19 октября 2005
"Легкие" книги
Прямым текстом: "Человек не автомат, а сложный организм. Прежде чем он доползет до высот духа, его носит по разным мирам и крайностям, заносит куда угодно, и заведомо уберечься невозможно. Духовный путь не электричка".
Эту цитату можно считать лейтмотивом всей книги: друга Сергея Курехина и экс-советника Геннадия Селезнева Александра Дугина и носит, и заносит со всей основательностью. От семиотических разгонов в духе Барта сотоварищи до разглагольствования на манер старой русской традиции а-ля Мережковский и Со. С перерывами на "легкие" культурологические зарисовки с фуршета в честь русской версии мюзикла "Нотр-Дам де Пари", живописания загадочной русской души и интерпретации casual в великорусском духе. Причем переход из одного качественного состояния в другое отследить практически невозможно.
У концептуального художника Александра Косолапова есть работа под названием "Моя плоть": два лика Христа мирно соседствуют с брэндами Coca-Cola и McDonald's. Для тех, кто не понял, рядом приписано: "This is my Blood" ("Се моя кровь") и "This is my Body" ("Се моя плоть") соответственно. Поп-культурные упражнения Дугина из той же серии: крутой замес для метафизического винегрета из подручного материала. Типа экстраполяции образа "Великой Матери" на Аллу Борисовну Пугачеву.
Аннотация от издателя обозначает дугинские метафизические расчленения "ВИА Гры", выявление "непрерывного холизма" Тани Булановой и хтонических бездн в "Мармеладъном" "писке Кати Лель" как "ироничный бред и многомудрую герменевтику". Подписываемся под каждым словом.
Итого. СамоГон в поп-ритмах: крышу так и сносит.