×

Недоступный антропос 2 (2002)

А.Г. Дугин / Философия Традиционализма / Web Archive
Философия Традиционализма – Новый Университет
А.Г.Дугин
Философия Традиционализма, М., 2002

Лекция 7. 
Недоступный антропос.
Учение о человеке в Традиции

<< Начало
Адам Рухани, световая раса третьего логоса  

Есть еще одна версия, откуда концепция преадамитов могла попасть в каббалистические круги, а позже к мистикам Возрождения. Возможно, теоретической базой для ее возникновения послужила исмаилитская традиция. Крайне интересная и увлекательная, она привносит в антропологию восхитительную динамику.

Три уровня – "световой человек", "голем" и "человек как процесс" здесь не просто сосуществуют друг с другом, но находятся в сложной диалектической взаимосвязи. Исмаилиты – это особое направление в шиитском исламе, признающее семь имамов. Обычные шииты признают двенадцать имамов, причем двенадцатого они ожидают в ближайшее время. Исмаилиты же пять последних имамов не признают. Седьмой (по мнению исмаилитов), последний имам скрылся и пребывает в "великом сокрытии" (гайбат-уль кабир). Последний седьмой имам, кайим ("воскреситель") отождествляется с Lichtmensch. Он должен появиться в конце времен, в финале исторической драмы и выступить в своей основной роли "воскресителя"...

Исмаилитская доктрина имеет очень интересную антропологию. Согласно ей, вначале был духовный человек, третий логос или Адам Рухани (аналог Lichtmensch). И вот у этого первого прекрасного человека появилась тень сомнения. Сомнения вообще, относительно всего. И как только появился первый, самый прозрачный намек на это сомнение, он стал падать.

Пролетел он семь уровней (с третьего логоса по десятый) и долетел почти до конца, где уже ничего не было – просто "стена", нижний предел бытия. И вот у этой "стены" небытия Адам Рухани создал Вселенную и людей. Он создал их для того, чтобы тень, которая мучила его в трансцендентном существовании, получила внешнее оформление. Таким образом, был создан материальный мир и постоянно деградирующее человечество. И все это специально для того, чтобы в какой-то момент големы сгруппировались определенным образом и в них полностью воплотилась вся внутренняя тьма. И когда Адам Рухани через свои воплощения в сынах света, передающих посвящение и "призыв" через цепи имамата ("исмаилитская silsila", инициатическая нить преемственности) столкнется с этой внутренней тьмой напрямую, но уже вовне, он победит ее в прямом столкновении, окончательно изживет ее и вернется назад сквозь ступени логосов со дна реальности через 7 небес логосов к царскому третьему месту высшей метафизической иерархии...

Всю историю исмаилиты видят как столкновение двух типов людей – детей света и детей тьмы, воплощений сущности Адама Рухани и носителей мрака его сомнения. Почти все люди, согласно этой традиции, являются прямоходящими зверьми, големами. Но избранная часть представляет собой рассредоточенного, рассеянного Адама Рухани. Это отдельные части мозаики "светового человека". "Господь знает своих" – говорят исмаилиты. Эти люди опознают друг друга по тонким вибрациям, если прищуриться, от них исходит тонкий, невидимый, но невероятно интенсивный свет.

С другой стороны, на периферии группируются и идут своими путями полчища големов, тяготеющие к тому, чтобы сплотиться в орду. Тут исмаилизм (в духе иранского дуалистического тяготения к автономизации и субстанциализации онтологии зла9) немного отступает от других традиций, которые не признают самостоятельных воли, стратегии и содержания за этими существами. Исмаилиты считают, что "самодвижущиеся гробы" могут (и должны) создать свой собственный социум – сгущенное эсхатологическое апокалиптическое выражение внутреннего сомнения изначального Адама Рухани. В этом, по их мнению, и состоит суть исторического процесса.

Исмаилиты имеют и свою преадамическую концепцию. Они утверждают, что у Адама был отец Хонаид – представитель иных типов человечества, которые передали нынешнему человечеству знание о существовании самого Adama Ruhani, возможности тайного с ним единения, секрет о внутреннем тождестве с ним загадочной популяции "детей света", которые являются сосудами "светового человека", "богоносцами" (теофорами). Эти "сосуды" складываются в рассеянное царство людей света, которому противостоят полчища людей тьмы – не просто сошедшие с ума големы, но темные упругие силы, организующие по логике сатаны-иблиса структуру чаши внутреннего сомнения Адама Рухани.

И когда все станет ясно, и Иблис из внутреннего станет внешним (совокупностью этих демонических форм), тогда мировая история закончится и наступит Великое Воскресение ("воскресение воскресений", кайямат-уль кайамат). Тогда уже освобожденный от тени сомнения Адам Рухани триумфально отправится назад...

Секуляризация теории преадамитов и корни расовых учений  

Такая концепция преадамизма, из гностических, исмаилитских, каббалистических учений перешла позже в маго-синкретические и герметические доктрины и породила различные теории происхождения "нескольких Адамов". Любопытно, что одним из классических сторонников теории преадамитов был Парацельс. Он считал, что помимо людей существуют ацефалы, стеганоподы (чешуйчатоногие), безголовые существа, одноглазые люди, гномы, гиганты и какая-то загадочная раса Сатурна. С точки зрения Парацельса, все это и сейчас преспокойно существует на Земле.

Парацельс был уверен, что автохтоны-американцы – потомки "другого Адама" и нормальными людьми считаться не могут. Он предполагал, что они возникли сами по себе, "из грязи" (ex putridine). Индейцы для него были чем-то средним между стеганоподами (чешуйчатолапчатыми) и расой Сатурна... Концепцию существования преадамического человечества и способности некоторых рас спонтанно зарождаться из грязи, глины, пыли и т.д. разделяли и другие классики Возрождения – Джамбатиста делла Порта, Кардан, Помпоначчи, Цезальпин, Ванини и т.д.

Переходной от оккультизма к светскому расизму является концепция графа Гобино. Кстати, у нас часто забывают о таком авторе, как польский еврей Гумплович, который впервые сформулировал тезис Rassenkampf – "расовой борьбы" под впечатлением от Klassenkampf Маркса. Но здесь уже антропология Традиции заканчивается и царит язык современности, хотя и отдельные разрозненные остатки традиционных представлений в крайне искаженном виде опознать удается.

Человек как горизонт и дистанция  

Концепция преадамитов представляет собой целый веер экстравагантных предположений, находящихся между полноценной картиной Традиции и представлением о человеке в рамках языка современности, о котором мы будем говорить отдельно.

Пока же можно сделать важнейший общий вывод:

Под именем "человек", как под покрывалом, скрыта бездна, колоссальная духовная дистанция.

Когда мы говорим "человек", мы говорим "дистанция". Если мы говорим о человеке, в первую очередь, как о Lichtmensch, то, с одной стороны, нас это чрезвычайно унижает (потому что: мы-то тогда кто?)... Но с другой стороны, это же нас и возвышает: ведь такое представление о человеке как о Богочеловеке открывает для нас грандиозные перспективы.

В этом контексте необходимо вспомнить о христианстве. Православная традиция до самого конца "вычерпывает" возможности такого максимального гуманизма10: сам Сын Божий становится (и называется) Человеком и берет человечество в далекие миры Нетварного Света!

Вместе с тем, утверждая такую антропологию, мы видим, почему макрокосм и микрокосм голографически совпадают. Между высшей нетварной точкой света и всем миром существует гигантское количество промежуточных реальностей. Не случайно многие традиции говорят, что человек должен пройти через все элементы: человек земли должен стать человеком воды (раствориться в режиме воды), человек воды должен стать человеком воздуха, потом огня, потом Луны, потом Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна, потом Солнечным человеком, потом человеком черного беззвездного неба, где находятся зодиакальные башни, потом Престола Господня, для того, чтобы затем увидеть восседающего Человека – Слово, Царя Мира. Вот такая картина открывается нашему взгляду в традиционной антропологии – картина головокружительная, рискованная, созидательная, ужасающая и оптимистическая одновременно.

Картина, зовущая к действию.

10.02.1999


Примечания

1 См. А.Дугин "Абсолютная Родина", М., 1999. >>
2 См. А.Дугин "Русская Вещь", М., 2001. >>
3 Этот сюжет о Хизре, который в самом "Коране", кстати, этим именем не называется, присутствует и в православной Традиции. В Праздник Введения Богородицы во Храм в дораскольном "Прологе" передается история об анонимном таинственном монахе (ангеле), пришедшем в обитель и предложившем другому монаху испытать меру его благочестия. Далее полностью воспроизводится весь сюжет и Хизре, вплоть до деталей. >>
4 См. Henry Corbin "L'homme de Lumiиre", Parнs, 1971. >>
5 См. Gustav Meyrink "Das grune Gesicht", Freiburg/B. 1963. >>
6 Вероятно с отрицательными аспектами такого пути связаны сказочные сюжеты о леших ("лесных"), которые водят заблудившихся кругами. О них же говорится в коранической молитве как о dallina, о тех, кто сбился с прямого пути и идет по спирали (предполагается, что удаляясь при этом от центра). См. А.Дугин "Пути Абсолюта", в "Абсолютная Родина", Москва, 1999. >>
7 См. подробнее G. Scholem "La kabbale et sa symbolique", Paris 1975. >>
8 G.Bruno, "De monade numero et figura", Padua, 1591. >>
9 См. предыдущую лекцию "Онтология Воскресения". >>
10 Можно сказать, что "световой человек" есть "максимальный человек" – homo maximus. Об этом подробнее в последующих лекциях "Пол и Субъект" и "Тайная мать". См. также главу "Максимальный гуманизм" в: А.Дугин "Русская Вещь", т.2, Москва, 2001. >>










<< Начало


Философия Традиционализма – Новый Университет