×

О Единоверии (2000)

А.Г. Дугин / FAQ / Web Archive

О Единоверии

By Е.Л. on Среда, Ноябрь 29, 2000 – 13:26

В связи с анонсом, данным агентством "Интерфакс" по поводу торжеств, посвященных празднования 200-лентнего юбилея Единоверия в Успенском соборе Московского Кремля, Первоиерарх Русской Православной старообрядческой Церкви митрополит Московский и всея Руси Митрополит Алимпий (Гусев) был "вынужден выразить недоумение". Дело в том, что были допущены по меньшей мере две заметные неточности:

1. В Успенском соборе, построенном в Московском Кремле, как известно, еще в 15 веке, никак не могло "впервые" быть совершено моление по "старому чину", так как таковые регулярно совершались там вплоть до никоновских реформ 17 века;

2. Древлеправославный митрополит никак не мог собираться принять участие в торжествах по случаю юбилея единоверия, участвуя, таким образом, в молитве духовенства иной конфессии, что категорически возбраняется правилами церковными. Непонятно, как, по утверждению ряда СМИ, Патриарх якобы мог "призвать старообрядцев простить обиды", так как все христиане по определению должны прощать своих обидчиков, а в основе русского раскола лежат отнюдь не личные обиды, а так называемые "церковные реформы", от коих РПЦ (МП) не отказалась до сих пор. Очевидно, СМИ как-то исказили или же неадекватно передали слова Патриарха Алексия II.

Празднование юбилея Единоверия есть внутреннее дело РПЦ, к которому РПСЦ не имеет никакого отношения, заявил митрополит Алимпий.

Источник: Страна.Ru

By Дугин on Пятница, Декабрь 01, 2000 – 15:43

Единоверие – это не эклесеологический факт, это евразийский процесс в рамках русского Православия. Единоверие – вектор движения от Запада к Востоку, от Украины к Москве, от униатства к Православию, от модернизма к Традиции, от никониянства к Старой Вере. Движение не есть достижение его конечной цели. Но созвездие старообрядческих согласов также не есть цель.

Важно то, что при Владимире Путине состоялось подтверждение высшими иерархами РПЦ курса, заложенного в свое время митрополитом Питиримом, подготовившим в 1971 году постановления Поместного Собора РПЦ о снятии клятв со старообрядцев.

Показательно, что в тексте обращения Святейшего на сей раз не упомянут документ митрополита (позже Патриарха) РПЦ Сергия (Страгородского) от 1928 г. "Деяния архиереов", где впервые появляется клятва на постановления Собора 1666-67 годов и они вменяются "за яко не бывшие". Это – симметрия на ниспровержение тем разбойничьим собором постановлений Стоглава. Видимо, "сергианство" явилось причиной опущения этого факта, отмеченного положительно еп. Андреем (Ухтомским), недругом митр. Сергия.

Подтверждение снятия клятв и шаги в строну Старой Веры со строны высшей иерархии РПЦ – это очень показательный и символичный момент вполне в том же евразийском духе, как и все реформы Путина.

Без Старой Веры духовного обновления Православия на Руси не произойдет ни при каких обстоятельствах. Признание этого факта и движение в эту сторону – замечательно.

Единоверие – это консервативно-эволюционный процесс. Если оно пойдет вширь – замечательно. Важно лишь, чтобы это происходило за счет новообрядцев, которым следует открыть глаза на ту мерзость, которая воцарилась на святом месте после Никона.

Для нас единоверие – это радикальный центр. Полит-некорректное содержание при политкорректной (относительно) форме.

В Кремле служил вместе со Святейшим и настоятель храма Михайловской слободы отец Иринарх.

Присуствовал авангард консервативно-революционного староверия в кафтанах и с могучими бородами.

В целом событие – знаменательное. Для русских людей намечен путь в духовной сфере.

Спаси Христос!

By awe-struck on Суббота, Декабрь 09, 2000 – 18:16

Вопрос к Александру Гельевичу, как к единоверцу:

Возможно ли для человека, осознавшего правоту ранних старообрядцев, быть прихожанином "никонианского" прихода РПЦ, или тут строгая необходимость посещать именно единоверческие богослужения?

By Виталий Мингалев on Пятница, Март 09, 2001 – 01:47

Также вопрос к Александру Гельевичу, также как единоверцу, с надеждой быть услышаным.

Мне много раз приходилось сталкиваться с мнением об умирании единоверия в России, что единоверцы, частично отпали от церкви, а частично для облегчения обрядового бремени перешли в господствующую церковь. Интересно услышать ваше мнение, при этом заостряю внимание, не умирание всего староверия, а именно единоверия.

Также инетересно, при приеме священника от РПЦ к единоверию происходит ли обряд отречения от ереси и по какому чину это соверщается?

И еще хочу сказать у вас отличный сайт. Спасибо. И простите Христа ради.

By Дугин on Пятница, Март 09, 2001 – 12:15

С Единоверием все сложно. Оно было учреждено в одних условиях и исполняло тогда одну миссию. Потом все много раз менялось.

Сегодня Единоверие – это процесс общего возврата русских постсоветских православных к корням отеческой Веры. Процесс – не соглас, не отдельная Церковь, не тактический отдел МП.

Никакого отречения от никоновой ереси, естественно, не совершается при постановке попа, но само поставление свершается по старому обряду.

Сегодня Единоверие представляет собой некое незаконченное разрозненное ядро. Но это обычное нестроение, вообще свойственное, кстати, Православию, которое интутитивно не признает католических форм единоначалия.

Единоверие – это не данность, но задание.

Самое правильное ответвление – линия отца Иринарха (Михайловская Слобода) под Москвой.

Здесь нет претензий на новый соглас (как в случае о.Петра в Москве).

Единоверие по позициям намного "правее" и "реакционнее" самых правых никониян. Бездонно "правее". Однако минус монархический маразм, идиотское черносотенство, оголтелый антикоммунизм и прочий "хоругвеносный" маразм.

Единоверие – настоящий церковный гиперконсерватизм, фундаментализм, можно сказать интегризм.

При этом у Единоверия есть такой плюс: ничто не мешает ему быть универсальным и проникать в среду МП, где убежденных никониян – ничтожное меньшинство (Радонеж и Ко, идеологические "щепотники"), а большинство либо любопытствующего левяка, либо людей, наивно (ошибочно) полагающих, что РПЦ как она есть – это продолжение истинного корневого Русского Православия. Вместо того, чтобы отрицать это извне (из согласов Старой Веры в законченном виде), можно мягко и созидательно объяснять людям как оно на самом деле.

К Единоверию тяготеет о.Кирилл (Сахаров) с Берсеневки, но его обложили "хоругвеносцы", а говорят после Копаева они сбесились.

Сегодня к Единоверию благоволят многие священники РПЦ.

Единоверие в высшей степени важно именно сегодня.

Единоверие – это преимущественная форма Православия и господствующая конфессия Евразийского Движения.

Спаси Христос!

By Дугин on Пятница, Март 09, 2001 – 12:25

На вопрос awe-struck замечу, что если человек понимает и признает правоту Старой Веры ему логичнее двигаться в Единоверие. Никониянские приходы это совсем внешняя ограда (если рассматривать их максимально доброжелательно), задерживаться там едва ли имеет вообще какой-то смысл. Не то чтобы не надо, но только зачем? Итальянский партес слушать? Лучше сходить на оперетту.

Участие в нормальном богослужении, реальное оправославливание – это нормальная старообрядческая служба, нормальные старообрядческие молитвы, нормальные старообрядческие знаменные распевы, гласы, крюковые грамоты, подрушники, кафтаны, сарафаны, лестовки, святое Двуперстие... Белокурые детишки с поясками... Как без этого мне, честно говоря, трудно представить.

Если там, где вы живете, нет Единоверие, образуйте общину, попытайтесь его создать. По уложениям предсоборного совещания 1917, если большинство прихожан требует служить по старому, это вполне легитимно и их волю следует удовлетворить.

Особенно это актуально сейчас, когда Старый Обряд полностью приемлем для РПЦ.