×

Об обрядовом смысле лестовки, перекрещивании и старообрядческих согласах (2001)

А.Г. Дугин / FAQ / Web Archive

Об обрядовом смысле лестовки, перекрещивании и старообрядческих согласах

Новенький on Воскресенье, Январь 21, 2001 – 11:54

Здравствуйте, как представляется здесь собрались достаточно сведующие люди. Я недавно пришел к староверию, живу в Ростове, у нас нет ни одного старообрядческого священика, приход работает периодически. Поясните пожалйста мне некоторые вопросы:

1. В чем заключается обрядовый и символический смысл лестовки.

2. Необходимо ли второй раз перекрещиваться?

3. Можно ли посещать никонианские церкви?

Спасибо

Дугин on Воскресенье, Январь 21, 2001 – 12:33

1. Обрядовый смысл лестовки – от слова "лествица", т.е. лестница. Это символическая лестница, соединяющая небо и землю. Это модель сакральной Вселенной. Лестовка служит для подсчета молитв и "Господи помилуй" во время службы. Лестовку следует носить на все богослужения и на домашних молитвах. Ее держат в левой руке, зажимая между безымянным и средним пальцами. При необходимости перемещают на запястье.

2. Перекрещивают в Старой Вере – всех подряд беспоповские согласы (даже часто при переходе от одного беспоповского согласа к другому). Если речь идет о поповстве, перекрещивают тех, кого крестили не трехпогружательно, а кропительно, как большинство никониян. Исключение для младенцев, которые – будучи маленькими – помещаются в крошечную никониянскую купель и для тех, кого крестили в господствующей Церкви но по правилам. – Таких не перекрещивают, если есть четкая уверенность (желательно свидетели), что крестили трехпогружательно.

В Единоверии крещенных по-никониянски не перекрещивают, но "дополняют", что то же самое.

3. О посещении никониянских храмов. Ортодоксальным староверам категорически нельзя, единоверцам можно, но нежелательно (это может только испугать единоверца и сдвинуть его глубже в раскол).

С точки зрения Радикального Центра, предпочтительнее Единоверие. Как процесс.

Очень близки австрийцы. Вызывают симпатию федосеевцы. Бегуны и нетовцы – настоящий восторг.

Thin White Duke on Понедельник, Январь 22, 2001 – 21:38

Александ Гельевич, а почему такой странный подбор симпатий – австрийцы, федосеевцы, нетовцы и бегуны? А, например, поморцы (федосеевцы, правда, себя тоже поморцами считают), часовенные и новозыбковцы?

Это, на самом деле, вопрос без подковыки, просто интересно, по какому принципу Вы делите сторообрядческие согласы.

С уважением,
Thin White Duke

Дугин on Вторник, Январь 23, 2001 – 03:13

Теоретических предпочтений здесь, пожалуй, нет. Федосеевцы – старопоморцы-безбрачники, верно.

Бегуны и нетовцы – понятно почему, так как они самые крайние и последовательные во всем, радикальнее федосеевцев и филипповцев (а филипповцы радикальнее федосеевцев, а федосеевцы – новопоморцев-брачников).

Федосеевцы крайние среди с натяжкой приемлемых официозом. Среди них есть друзья.

Среди австрийцев тоже друзья и много. У меня хорошие отношения сложились с митрополитом Алимпием. Его секретарь, Андрей Езеров, близкий друг.

Австрийцы, конечно, самые умеренные, хотя есть версия, что наличие собственной иерархии охранило их за полтораста лет от ниякониян больше, чем бегликов. Они не радикальны в эсхатологии, чувственники, как и все поповцы, но зато в целом очень патриотичны и державно настроенны.

В принципе, хорошее отношение ко всем староверам, просто лично я не знаю атмосферы новозыбковцев (внешне они очень похожи на австрийцев). Брачные поморцы, которых я встречал, на меня сильного впечатления не произвели, а до часовенных я не добрался. Хотя мой любимый Килин – часовенный.

Экклесеология всех согласов крайне показательна, если уметь ее расшифровывать. Сочетание метафизики, экклесиологии и эсхатологии староверов с их бытовыми и обрядовыми сторонами дает неповторимый сильнейший ток столкновения с подлинно сакральной, драматической, глубинной национальной стихией.

Я учусь понемногу петь по крюкам на крылосе. Совершенно фантастическая вещь....

Все староверы – бесценное достояние мировой истории.