×

О концепции «актуальной бесконечности» (2000)

А.Г. Дугин / FAQ / Web Archive

О концепции «актуальной бесконечности», науке и пост-науке

Скептик on Вторник, Сентябрь 26, 2000 – 00:17

А как быть с такими книжками (пусть популярными, пусть нью-эйджевскими) типа Ф. Капры ("Дао физики"), которые доказывают, что именно современная физика приблизилась к восстановлению картины мира восточных эзотерических учений? Не выражает ли "онтологическое беспокойство" провинциальных ниспровергателей Эйнштейна просто страх плоского рассудка "закона исключенного третьего" перед многомерной и многоплановой реальностью?

P.S. В физике я полный профан.

Рейн on Вторник, Сентябрь 26, 2000 – 01:24

Без закона исключенного третьего развалится вся актуальная бесконечность, не говоря о континууме. Неясно, чем он мешает физикам. К волново-корпускулярной дуальности, например, он никакого отношения не имеет. Впрочем, как и к остальной окружающей нас реальности. Формальные же теории (конструктивный анализ, например) без него получаются громоздкими, неуклюжими и малопродуктивными.

Дугин on Вторник, Сентябрь 26, 2000 – 12:37

Концепция "актуальной бесконечности", выдвинутая гадиной Галилеем, является подлым мондиалистским пиаром, и ее ценность равна Итогам Евгения Киселева, акции которого арестованы. Бесконечность не может пребывать в актуальности, она обнаруживает себя только в тот момент и в том секторе, где актуальное перестает быть актуальным и абсорбируется в потенциальное. Иными словами: бесконечное дает о себе знать в точке разрыва ткани актуального. Пифагорейская теория числа как трансцендентного вторжения в имманентную актуальность к этому близка. Постулаты современной физики основаны на грубом и подлом надувательстве, укрепленном демоническими энергиями, политическим заговором и финансовым подкупом. Физика Галилея-Ньютона – просто инструмент геополитики, расовой и классовой борьбы.

Фейерабенд продемонстрировал истинную цену опытам Галилея (в том числе и "доказательству" актуальной бесконечности), наперсточники более моральны и рациональны, нежели пристрастный, грубо софистский рыночный суггестив сволочи Галилея.

Вслед за Дильтеем я считаю, что в истории – в том числе и истории науки – не может быть нейтральных фактов и факторов – все они обращаются к нашей душе и нашему сердцу. Правда, Дильтей распространял экзистенциалистский принцип только на гуманитарные сферы, будучи жертвой илююзорной точности физико-математических и прочих естественных наук. Это ошибочно, естественные науки точно такой же идеологический произвол, политпропаганда, пиар, заговор, террористические вылазки, диктатура и гипнотическая методика как и все остальное (например, сфера морали).

D. Kaledin on Среда, Сентябрь 27, 2000 – 03:41

Дугин:
Постулаты современной физики основаны на грубом и подлом надувательстве, укрепленном демоническими энергиями, политическим заговором и финансовым подкупом. Физика Галилея-Ньютона – просто инструмент геополитики, расовой и классовой борьбы.

Не вполне так. Вернее – абсолютно так в том, что касается Галилея-Ньютона, но в _современной_ физике актуальная бесконечность в значительной степени преодолена. Мне очень нравится, как этот момент излагает А.М. Поляков (в книге "Калибровочные Теории и Струны"). Он пишет, что единственный логически непротиворечивый способ думать про современные физические модели – это считать, что они описывают не непрерывное физическое пространство, а некоторое приближение к нему – дискретную решетку. Число узлов решетки велико, но конечно; любая модель, живущая на решетке, может (в теории) быть полностью, аксиоматически решена.

При этом переход к континуальному пределу в аксиоматическом, строго-логическом смысле просто невозможен, некорректен. Это всегда некоторое искусство и никогда не механическое действие. Т.е. континуум, непрерывность, это нечто настолько сложное, что по большому счету просто выходит за рамки рассмотрения современных точных наук (в чем они скромно и признаются).

Старая позитивистская картинка, когда все процессы в природе управляются точно исчисляемыми количествами, которые плавно, непрерывно переливаются себе согласно дифференциальным уравнениям, как жидкость из одного сосуда в другой или деньги со счета на счет -- все это давно отвергнуто, и переместилось из собственно точной науки в область лженаук вроде "экономики", выполняющих прямой социальный заказ.

Привет,
Дима.

Дугин on Среда, Сентябрь 27, 2000 – 23:52

Каледин:
Не вполне так. Вернее – абсолютно так в том, что касается Галилея-Ньютона, но в _современной_ физике актуальная бесконечность в значительной степени преодолена. Мне очень нравится, как этот момент излагает А.М. Поляков (в книге "Калибровочные Теории и Струны"). Он пишет, что единственный логически непротиворечивый способ думать про современные физические модели – это считать, что они описывают не непрерывное физическое пространство, а некоторое приближение к нему – дискретную решетку. Число узлов решетки велико, но конечно; любая модель, живущая на решетке, может (в теории) быть полностью, аксиоматически решена.

Именно об этом я написал диссертацию, показывая в каких парадигматических аспектах классическая наука отлична от новейшей (А.М.Поляков+ Д.А.Поляков). Новейшая наука по моей реконструкции не может называться "наукой" в обычном смысле и должна называться "постнаукой". При этом cуществовала "сакральная наука", которая предшествовала просто науке и которая ближе постнауке, чем к науке (ближе да не совсем, как сейчас станет ясно). Эта "сакральная наука" не исчезла совсем при пришествии науки, но замаскировалась и спряталась в России, Германии и просто у хороших людей типа Уильяма Блэйка, который самый хороший из хороших из Англии (хотя наукой собственно не занимался, зато занимался всем остальным). Проблески "сакральной науки" есть то, что М.Вербицкий защищает как науку – см. его статью "За науку!". Современная "наука" Поляковых стремится окончательно выйти за пределы просто науки к сакральной науке. Точнее не просто к сакральной, но таким образом, чтобы сатанинская предпосылка просто науки (галелиана-ньютониана) больше бы не повторилась. Это своего рода коммунистический подход. Диалектика тезис – сакральная наука, пещерный коммунизм. Антитезис – капитализм, отчуждение, Ньютоно-Галилей, которого тянет вниз, тогда как нормального человека тянет вверх, впрочем у этой сволочи и вверху низ – чего придумали, что планеты – тела. Не то что планеты, даже тела и то не тела, а планеты, не то что планеты... Но от него – антитезиса – не просто надо отказаться, но его превозмочь. "Революции надо не подавлять, но возглавлять" – тезис КР ван ден Брука. Следовательно, постнаука Поляковых-Т'Hooft'а-Уилсона есть КР, которая включает в себя антитезис, как нечто снятое, т.е. уже не как антитезис. Для тезиса еще есть антитезис, для синтеза уже нет. Я не говорю, что сакральная наука Уже постнауки. Нет, она просто в чем-то наивней, как наивней Адам до яблока, чем Адам после.

Но задача не просто вернуться, а отловить за щеку того, то внес в мир атом. Надо убить Галилея, обязательно убить Галилея, он схитрил и ушел тогда от ответа... Eppur ... muove... Ничего не muove. Anima stante et non cadente надо иметь, и ничего тогда не muove.

Надо убить Галилея , убить его сейчас, скорее, навсегда. Я чувствую, что Галилей еще жив, еще дышит, еще сосет палец, еще мнет малину, еще тянет веки...