О православном понимании цели Творения (01.07.2000)
О православном понимании цели Творения
By Анатолий on Пятница, Июнь 30, 2000 – 13:47
Ув. Александр Гельевич.Некоторые православные считают, что причиной Воплощения является только лищь спасение,понимаемое как искупление падшего человечества.Но прп. Максим Исповедник говорит, что Воплощение есть первая и беусловная цель Творения.На вопрос о цели Воплощения он отвечает-"Это есть Божественный конец, ради которого и возникло всё (тварное бытие). Это есть Божественная цель, задуманная (Богом) еще до начала сущих, которую мы определяем таким образом: она есть заранее продуманный (Богом) конец, ради которого существуют все (тварные вещи), но который сам существует не ради какой-нибудь одной из них. Имея в виду этот конец, Бог и привел в бытие сущность (всех) сущих. Это есть, в подлинном смысле слова, предел Промысла, а также тех (тварей), о которых Он промышляет, – тот предел, согласно которому происходит возглавление в Боге (всех существ), созданных Им. Это есть объемлющее все века таинство, открывающее сверхбеспредельный и великий Совет Божий, бесконечно и беспредельно предсуществующий векам, Ангелом которого было Само сущностное Слово Божие, ставшее Человеком. Оно явило, если позволительно так сказать, самое глубинное основание Отеческой Благости и показало в Себе Конец, ради которого, как очевидно, твари и восприняли начало своего бытия. Ибо через Христа, или через таинство по Христу, все века и то, что в этих веках, приняли и начало, и конец своего бытия. Ведь еще до веков было продумано (Богом) соединение предела и беспредельности, меры и безмерности, края и бескрайности, твари и Творца, движения и покоя – то соединение, которое было явлено во Христе в конце времен".
Однако помимо прп. Максима четких богословских высказываний на этот счет в Святоотеческой Православной Традиции я не нашел.Есть только намеки у свт.Григория Богослова, свт. Григория Паламы и др.В современном богословии этот вопрос подымался Георгием Флоровским в статье "О причине Воплощения".Там он в частности пишет, что у некоторых католических богословов (Руперт, Дунс Скот, Альберт Великий и др.)сложилось мнение подобное мнению прп. Максима.Но у папежцев до сих пор ведутся споры по этому поводу,причем преобладает трактовка только лишь искупительной причины Воплощения.Ваша прекрасная и удивительная книга "Метафизика Благой Вести" говорит, что Вы в этом вопросе придерживаетесь однозначно богословских взглядов прп.Максима,что на мой взгляд является фундаментом Православия.Но где можно найти еще четкие утверждения о метафизической первичности Воплощения над Искуплением.Все таки бездна между Богом и человеком создается в момент Творения "из ничто",а грехопадение ее лишь усугубляет.Даже Флоровский осторожно считает мнение прп.Максима только "гипотезой",хотя и не противоречащей целостному учению Церкви.Напишите кто из Св. Отцов или совр.православных богословов придерживается трактовки прп.Максима и Вашей(Кое что я нашел у Лосского, но этого мало для моих полемистов).Если можно приведите ссылки.Также интересно узнать мнения Древлеправославных богословов и других участников Форума,компетентных в этом вопросе.
By Нил on Суббота, Июль 01, 2000 – 04:40
Не то, чтобы я был сверхкомпетентен, однако, не удержусь, скажу. Ещё в 3-ем веке Тертуллиан объяснял, что "Бог хочет, чтобы Его познавали через Него (Христа) и в Нём" (Апология, гл. 21). Если это так, то вполне допустимо выражение "Воплощение есть первая и беусловная цель Творения". См. тж. Оригена: "в качестве человека Спаситель (здесь: Бог, тж. невоплотившийся – т.е. не воплощение спасает) получил власть над небожителями, равную власти нал ними Единородного, так что человек в Спасителе эту власть разделяет с Единородным, тот человек, который теснейшим образом соединился с Его Божеством и образует с ним только одно лицо" (толкование на молитву Отче Наш из трактата О Молитве, гл. 26).
Но нельзя сказать, что все Отцы Церкви так на это смотрели, веком позже Афанасий Александрийский расссматривает Воплощение именно как Спасение в свпециальном Слове о Воплощении Бога-Слова и о Пришествии Его к нам во плоти.
Но лучше всех сказал Григорий Богослов о том, что "был он без причины, ибо что может быть причиной Бога?" (О богословии третье, о Боге Сне первое). А также, главой ниже – всё, что имеет Отец, принадлежит Сыну, как и наоборот... Ибо нет ничего собственного, потому что всё общее".
By Дугин on Суббота, Июль 01, 2000 – 10:21
Это очень сущесвтенный вопрос. Для православной традиции была всегда характерна та же точка зрения, что и для крайних мистиков в католичестве. Т.е. концепция Воплощения как цели Творения.
Вся тематика "теосиса" – от Дионисия Ареопагита до отцов капподокийцев и вплоть до преп. Максима исповедника – основана именно на этой идее.
Основанием для такого понимания православной сотериологии являются послания свю апостола Павла, которые стоит внимательнее прочесть. А также простое размышление о сути Православия. Воплощение не косвенный результат грехопадения, но проявление особой стороны Троицы – ее великой Любви, которая выше творения, а следовательно, не может быть обсуловлена никакими внутритварными событиями.
Это не снимает домостроительства Искупления, но Искупление есть одной из косвенных следствий Обожения.
При этом осторожность в этом вопросе многих отцов основана, как мне видится, на стремлении уйти от прямого и слишком радикального манифестационизма, в котором креационистская линия, вобранная (и не случайно) в себя Православием, просто расстворилась бы.
Если Воплощение исчерпывалось бы Искуплением, то католическая (иудео-христианская) телогия была бы последним словом. Если бы Искупление исчезло бы, то мы имели бы дело с христиано-платонизмом или радикальным "монофизитством" (что подчас имеет место на радикальном фланге у восточнвых и мистиков Европы).
Полноценное Православие не противопоставляет друг другу эти аспекты о Спасении как цели Творения и о Спасении как искупительном механизме, реставрирующем последствия грехопадения. Но обратите внимание: то, что принес Сын Божии людям намного выше, чем простое восстановление райского состояния Адама. Да: "Место Лобное Рай Бысть", но Рай Небесный, высший земного. И причастие к Новому Человеку, к Богу выше, чем просто возврат к "догрехопаденческому" статусу Ветхого Человека, только Человека и твари.
Не все православные отцы этот аспект акцентировали, но лучше поставить вопрос иначе: сторонники исключительности Искупления (как минимум крипто-католики) пусть докажут ссылками на Предание опровержение темы Воплощения как цели Творения, изложенной у преп. Максима Исповедника.
Этого они не смогут сделать никогда, так как данная тема духовно невозможна в Православии.
То, что св. Афанасий говорил об Искуплении абсолютно верно. То, что говорил преп. Максим Исповедник, абсолютно верно.